Смерть поэта, или Finita la comedia
27 июля, 2011
АВТОР: Виктория Шохина
15 октября 1814 родился Михаил Лермонтов. 27 (15) июля 1841 года, в грозу, он был убит на дуэли.
Дуэль Лермонтова и Мартынова (равно как и дуэль Пушкина и Дантеса) преломляется в нашем национальном сознании довольно своеобразно. Всё кажется, что наши знаменитые дуэли – не поединки равных, а нечто вроде запланированного расстрела. Что Мартынов (и Дантес) никак не мог быть человеком достойным; он – ничтожество и т.п. По такой логике, Лермонтову надо было стреляться разве что с Пушкиным (тем более, что им обоим дуэли нравились). В крайнем случае – с Гоголем.
Начиная с 1920-х и особенно в 1930-1940-е годы советские литературоведы успешно разрабатывали версию, согласно которой заказчиком убийства Лермонтова был сам Николай Первый, организатором — глава Третьего отделения Бенкендорф. Мартынов же при таком раскладе оказывался всего лишь слепым орудием в руках властей предержащих – исполнителем, винтиком.
Потом волна откатила, и снова набросились на Мартынова. Некоторые оригиналы вдруг обнаружили, что зовут его Николай Соломонович, и решили сгоряча, что еврей убил русского поэта. Другие вовсю оттягивались на банально красивой внешности Мартынова, на его неудачной карьере, заурядности, глупости и прочих непривлекательных свойствах. «Что делать, если в схватке дикой/ всегда дурак был на виду,/ меж тем, как человек великий,/ как мальчик, попадал в беду», — сокрушалась Белла Ахмадулина. Очень хотелось, чтобы «Мартынов пал под той горою./ Он был наказан тяжело,/ И воронье ночной порою/ его терзало и несло». Ну а Лермонтов – между прочим, убийца при таком повороте событий! – «сначала/ всё начинал и гнал коня, /и женщина ему кричала: «Люби меня! Люби меня!».
И как-то не принималось во внимание, что Лермонтов и Мартынов корешились лет девять, с юнкерской школы. И в дом Мартынова поэт был вхож. И с сестрой его Натальей шуры-муры крутил…
To be cool
Характер у Лермонтова был тот еще! Люди, близко его знавшие, говорили, что в нем было два человека: добродушный «для тех немногих лиц, к которым он имел особенное уважение», и «заносчивый и задорный для всех прочих знакомых». Кстати, в юнкерском училище Michel вовсю практиковал дедовщину.
Ну и, конечно, поэт был экстремалом. «Я вошел во вкус войны и уверен, что для человека, который привык к сильным ощущениям этого банка, мало найдется удовольствий, которые не показались бы приторными», — писал он другу Лопухину в сентябре 1840-го из Чечни.
«Высший дендизм» — мода того времени и той среды, к которой принадлежал Лермонтов, — «состоял в том, чтобы ничему не удивляться, ко всему казаться равнодушным, ставить свое я выше всего» и т.п. To be cool, короче. Черты эти, собранные в Печорине, культивировал в себе и его автор.
Дуэль для таких людей была делом обычным и привлекательным. А на всякие пустяки, вроде Свода уголовных законов, определяющего дуэль как преступление, русские дворяне особого внимания не обращали. Участвовать в дуэли, вызывать и нарываться на вызов считалось нормальным и даже необходимым для человека чести. А также — признаком свободолюбия и свободомыслия.
И как-то странно, что в стихотворении «Смерть поэта» один дуэлянт представлен хладнокровным убийцей («Пустое сердце бьется ровно,/ В руке не дрогнул пистолет…»). А другой – невинной жертвой. Наверное, это можно расценивать, как романтическое преувеличение, которое, собственно, и положило начало мифологизации самых громких в нашей истории дуэлей. А ведь Лермонтов (в отличие от Ахмадулиной) отлично знал, что дуэль – не нападение из-за угла, не расстрел, но поединок, ставящий дерущихся в равные условия, согласно строгому ритуалу. Тут уж кому как повезет. И об этом Лермонтов тоже знал: «Убит!.. К чему теперь рыданья,/ Пустых похвал ненужный хор/ И жалкий лепет оправданья?/ Судьбы свершился приговор!».
Недолгая, но бурная жизнь Лермонтова вместила не одну дуэль. Хорошо известно, кроме последней дуэли, о его дуэли с Барантом, атташе французского посольства и сыном французского посла (она состоялась 18 февраля 1840 года). По одной версии – дрались вроде бы из-за бабы, а именно — из-за княгини Марии Щербатовой (ей посвящены стихи: «На светские цепи,/ На блеск утомительный бала/ Цветущие степи/ Украйны она променяла…»).
«Я презираю таких авантюристов – эти Дантесы и Баранты заносчивые сукины дети», — оборонил как-то поэт. Он верил, что, будь на месте Дантеса русский, Пушкин бы остался жив. По другой версии, они с Барантом из-за того и дрались – из-за строк «Смеясь, он дерзко презирал/ Чужой земли язык и нравы,/ Не мог щадить он нашей славы…» Однако дальнейшие события показали, что поэт заблуждался: Мартынов не был чужеземцем, он даже не был евреем.
Дуэль с Барантом прошла бескровно. Но Лермонтов попал под суд и был помещен сначала на гауптвахту. А потом в ордонанс-гаузе – тюрьму для офицеров. Туда к нему приходил Белинский – наладить отношения. Потом восхищался: «Недавно был я у него в заточении, и в первый раз поразговорился с ним от души. Глубокий и могучий дух! Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного!..»
Ещё находясь на гауптвахте, Лермонтов позвал Баранта, чтобы разъяснить некоторые слухи вокруг их дуэли. Но разговора не получилось, и Лермонтов, арестованный за дуэль, вызвал Баранта на новую дуэль. В результате он был наказан ссылкой на Кавказ, в Тенгинский пехотный полк. Воевал он с горцами храбро.
Montagnard au grand poignard
В Пятигорске было так: на party у генеральши Верзилиной поэт прицепился к Мартынову с дурацкой назойливой шуткой, повторяя по-французски: «Montagnard au grand poignard» («Горец с большим кинжалом» — Мартынов носил черкеску и кинжал). В ответ на неудовольствие объекта шутки предложил: «Потребуйте у меня удовлетворения» (есть разные версии их рокового диалога, но суть одна и та же). То есть просто спровоцировал вызов. И Мартынов – вызвал. Любой другой на его месте поступил бы так же (да хоть сам Пушкин!).
В день дуэли Лермонтов с друзьями устроил веселый пикник в Шотландке, что неподалеку от Пятигорска. Впечатляет не столько само желание веселиться в такой день — для экстремала это нормально, — сколько состав участников пикничка. Это Лев Пушкин, младший брат поэта, бесшабашный и загульный штабс-капитан (с ним Лермонтов подружился на почве любви к диким забавам), юная кузина поэта Катя Быховец (ей посвящены строки: «Нет, не тебя так пылко я люблю…»), юный же Александр Бенкендорф (двоюродный племянник начальника Третьего отделения) и тифлисский чиновник и любитель поэзии Михаил Дмитриевский. Посидели славно.
А в 7 часов вечера того же дня у северо-западного склона горы Машук была дуэль. Лермонтов то ли отказался стрелять («…он и здесь отнесся к нему [ к Мартынову] с высокомерным презрением со словами: «Стану я стрелять в такого дурака», не думая, что были сочтены его собственные минуты…», — сообщает очевидец), то ли выстрелил в воздух. Но точно сказать нельзя. Первый и единственный выстрел Мартынова оказался для Лермонтова смертельным. И сразу началась страшная гроза….
«Finita la comedia!», — воскликнул Печорин, только что убивший товарища: Интересно, вспомнил ли тогда Мартынов эту ёрническую фразочку? (Хотя это не так уж и важно.)
Убитый на дуэли приравнивался к самоубийце. И друзья с большим трудом выхлопотали разрешение предать прах Лермонтова земле по христианскому обряду. Но в церковь гроб не заносили, и отпевания не было. Что, надо заметить, изящно вписалось в рисунок судьбы вечного экстремала.
А лучшие стихи о Лермонтове написал Леонид Губанов.
Я я я
я ли я ли я ли-
яр яр яр
ябед ябед ябед
ю ю ю
ю ли ю ли ю ли
юн юн юн
пули пули пули…
пыль пыль пыль
странно странно странно
был был был
рана рана рана
дашь дашь дашь…
хмель юг рекруты
ваш ваш ваш
М. Ю. Лермонтов
Называется – «Квадрат отчаяния».
Какое глубокое открытие – гении в повседневном общении могли быть пренеприятнейшими людьми!
Как это ново – разоблачать классиков!
И что в остатке? Лермонтов – тот еще фрукт, получил по заслугам.
А вообще для кого написан сей текст? Очевидно, для тех, кто Лермонтова читал разве что по школьной программе – кому его стихи (да и проза) до лампочки. Потому что, если вы осознаете и чувствуете силу лермонтовских строк, то будет относиться с некоторым уважением к их автору, каким бы он ни был человеком. А здесь нет уважения – есть пафос желтой прессы при копании в белье какой-нибудь знаменитости.
Стыдно, «Перемены», стыдно.
Был и другой поэт, который умер в 27 лет — Джим Моррисон. Поэтому писать целую статью, объясняя, что Лермонтов погиб на дуэли, которую сам спровоцировал, все равно, как объяснять, что Моррисон умер из-за употребления наркотиков.
…известной подлостью прославленных отцов
Убит поэт. Но почему? Здесь дело явно, что не чисто. Ближайщий друг из за острот не убивает, даже в мыслях. Их развели, а кто развел, тот кто в Антихриста команде, и тот масон, и тот масон, везде массоны, но не видно, ничьих следов, таков их стиль, нечестный, подлый и коварный. Мартынов он ведь не стрелял, он жертва так же как и Юрий. Но ничего, в конце концов, все сгинете масонов племя, а ваш глава кривой вожак, погибнет от руки Исуса. Хвала Аллаhу.
да, хрень, и мерзковатая.
то, что Лермонтов выстрелил в воздух, подтверждается осмотром его тела, характером раны: пуля прошла именно так, потому что правая рука была поднята. Мартынов выстрелил как раз в тот момент, когда Лермонтов поднял руку, стреляя в воздух…
Прочитав текст, словно прошёл по жуткому коридору, век бы его не видеть. Однажды читал уже «исследователя», писавшего об Игоре Талькове в таком же духе. Тошнит.
Друзя! Михал Юрьевич Шел к смерти! Никто не думает что творилось в его душе. А можно предположить следующее.Он честолюбив а вокруг мразь которая гоняется за чинами. Он влюблен а вкруг самки которые хотят только одного как бы выгоднее продать свое тело. Он бесстрашен, а рядом ничтожество которое получает награды и чины, Пошлость его нелепая черкесска с большим кинжалом! а он старше его всего лишь поручик без без единой награды даже за такой страшный бой под Валериком где горная речка была красной от крови. Вокруг пустое, злое равнодушие, зависть и ненависть как награда за талант…..
Пренеприятнейший был человек этот Лермонтов, хвастун, хам да и подонок по отношению к женщинам. Читать его произведения просто сил нет, до того противные его герои. Тем, кто хвалит его и ругает автора статьи, стоит задуматься, а вы сами разве не убили бы «Печерина» будь у вас возможность? Скольких людей спас Мартынов, пристрилив этого самовлюбленного нарцисса-мучителя.
молодец автор. Хорошая статья. Знать надо. Знать надо! Владимир ваши комментарии выдают человека очень слабого, легко ранимого, пытающегося спрятаться. Плохо.
Мария, вам, украинцам, похоже, ненавистно все русское. Отлично соломоновичи поработали. Витаю! У вас уже просто шизофрения в абсолюте. А статья премерзкая, подлая и лживая.
Автор очень высокого мнения о себе. Мало того, что считает допустимым в таком ключе, в стиле желтой прессы, обсуждать гибель гениального поэта, так еще смело заявляет о том, какое стихотворение об этом поэте является лучшим. Вот так просто, без всяких ИМХО: «лучшее, и все, я так сказала». Простите, а судьи кто? Смотрю… Виктория Шохина… Хм… Не знаю такую и узнать не захотелось…
Статья настолько ни о чем, что даже странно видеть ее в любимых «Переменах». Посему предположу, что размещена лишь как напоминание и посыл: вспомним и поразмышляем …сами с собой.
автору статьи до Лермонтова расти и расти. Его произведения читали, читают и буду читать миллионы, будут продолжать восхищаться его Печориным… А этот творческий выкидыш Виктории Шохиной почитают, вымоют руки, сплюнут и успешно забудут.
фигня
Елене явно неведомы концепции нарциссизма, зато нацизм прямо- таки благоухает. » украинцы- зло», ишь… Смешно. По поводу статьи- да хорошая статья, не стоит делать священных коров и небожителей из простых смертных, и так возмущаться, вроде «автору до Лермонтова, как до Луны». Автор и не взял на себя ответственность тягаться с Лермонтовым в вопросах таланта, статья совсем об ином, и статья хорошая. Марiя в теме, молодцом, коммент порадовал, привет из злой и оооочень фашистской русофобской насквозь Эстонии:)))
Когда вы пишете,что лучшие стихи о Лермонтове написал Леонид Губанов — уточняйте: «по моему мнению».:-)
Для нормального русского человека гибель Лермонтова — вечная незаживающая культурная и духовная рана. Текст — пакостная по своей внутренней сути писанина восьмиклассника, состряпанная с единственной гаденькой целью фраппировать учителя.
Да, М.Ю.Лермонтов великий поэт и слава России. Но я действительно согласен с тем, что его острое слово резало как бритва. И понимаю состояние и бешенство Мартынова из унизительного слова М.Ю. Бог им судья.
Первое, несмотря на гений М.Ю.Лермонтова и отсутствие ее у Мартынова — бог им судья. Согласен с тем, что могли подзаводить друзья. Тогда это потерял лицо и честь. Острое слово опаснее кинжала. И Пушкин А.С. и Тальков И. тоже оказались в таких условиях. Характер у всех гениальных людей, отмечается историками, действительно непростой. С ними сложно. И только высокое понимание обиженного может спасти жизнь гения. Увы, гордыня не позволила им сделать шаг назад и опустить оружие. Думаю, спустя годы, они поняли, что совершили.
Лермонтов, каким бы он ни был при жизни, был убит. При чем, убит подло. Его убили лежащего на земле. Это сказано в заключении о его смерти.